При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной
трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и
Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на
середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные
модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном
из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую,
сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока
так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за
роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно
скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной
канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного,
пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо
приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не
понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность,
себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного
протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и
тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в
хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.